zipporu (zipporu) wrote,
zipporu
zipporu

Category:

Zippo в американской армии

Конечно, зажигалки Зиппо — символ американской культуры, но всё-таки самая сильная ассоциация — это Зиппо и армия. Американская, разумеется.

Тема эта безгранична. Для американцев вообще, а военных - особенно, характерен патриотизм в форме «сражаюсь за американский образ жизни как единственно правильный», и различные бытовые предметы часто вместе со своим утилитарным предназначением поднимаются на пьедестал «символ образа жизни». Так случилось и с Зиппо. Конечно, это произошло не сразу и не случайно.

Интересен тот факт, что американский солдат, будучи на обеспечении государства (отсюда название солдата «GI» — government issue), вначале зажигалки покупал самостоятельно — они не входили в комплект обмундирования, поэтому и появились на зажигалках надписи, гравировки, рисунки, сделавшие их очень личными вещами. Вскоре интерес к зажигалкам и изображениям на них в армии стал повальным. К 1942 году это увлечение военных приняло такие размеры, что выпуск зажигалок полностью переориентировался на нужды армии, и на гражданском рынке Зиппо не продавалась вообще.

Особенностью зажигалок тогда стал материал - сталь - и чёрное покрытие, чтоб отблеск зажигалки не выдал позицию солдата. Зиппо тогда отлично себя показала в полевых условиях в качестве горелки или мини-грелки, для розжига костров и подачи сигналов. Не говоря о том, что стальная зажигалка иногда принимала на себя пулю, спасая хозяина, что придавало затем рассказам черты легенд. Кроме того, зажигалка работала на любом воспламеняющемся топливе, вплоть до виски.

К концу войны Зиппо настолько обросла такого рода историями, что разлучить американского солдата с его зажигалкой стало невозможным, и дальше армия и Зиппо пошли по жизни вместе. Именно тогда стали появляться рисунки и гравировки на военных Зиппо. Самое знаменитое изображение на зажигалке времён Второй Мировой — четыре звезды, соответствующие званию генерала Дугласа МакАртура, владельца зажигалки.

В честь 60-летия высадки союзников в Нормандии в 2004 году была выпущена коллекционная Зиппо. Тиражом в 10 000 экз. - совсем небольшим, что сразу увеличило коллекционную стоимость набора. В упаковке находились собственно зажигалка с индивидуальным номером и капсула с песком того самого пляжа, куда высадился американский десант. Набор назывался «Пески Нормандии», и оформление упаковки походило на коробку с пищевым рационом солдата Второй Мировой.

Думаю, высшей похвалой обыкновенной зажигалке звучит фраза журналиста Эрни Пайла, сказанная в 1944 году: «Если бы я рассказывал, насколько зажигалка Zippo востребована в армии и о том, с каким восторгом и благодарностью наши солдаты принимают её, то, наверное, я был бы обвинён в преувеличении. Но я в самом деле уверен, что Zippo остаётся самой востребованной вещью на фронте.»

С 1965 по 1973 год Америка воевала во Вьетнаме. Несмотря на неоднозначность отношения к ней американцев она длилась долго — даже дольше Второй Мировой. Находясь в сложнейших условиях тропиков, неся огромные потери от партизанских действий вьетконговцев, солдаты теперь наносили на зажигалки кроме личных номеров свои мысли и житейские выводы. Поэтому надписи на зажигалках времён вьетнамской войны далеки от ура-патриотизма и вызывают огромное уважение к людям, честно выполняющим свой долг там, где они обязались это делать. Более подробный рассказ о вьетнамском периоде Зиппо будет ещё опубликован на наших страницах.

Корейский конфликт (1951-1953 гг.) был менее известен, но также упрочил славу зажигалки как надёжного солдатского помощника, и с 60-х годов зажигалка Зиппо вошла в перечень военной экипировки. За время конфликтов Юго-Восточной Азии в армию было поставлено около 200 000 зажигалок.

С 60-х годов войсковые соединения начинают размещать заказы на зажигалки со своими логотипами, и с 1990-х выпускаются уже специальные серии зажигалок с символикой пяти основных частей американской армии. Эти пять составляющих - Армия США (по-нашему сухопутные войска), Корпус Морской Пехоты США, Военно-Морские Силы США, Военно-Воздушные Силы США и Береговая Охрана США. Также периодически выпускаются коллекционные серии к основным военным событиям или их юбилеям. Например, к 60-летию высадки войск союзников в Нормандии или операции «Буря в пустыне».

Кроме юбилейных и «событийных» существуют постоянные поставки зажигалок в армию — например, на каждом корабле американской армии есть «своя» зажигалка с изображением именно этого корабля. Более того, каждый увольняющийся со службы на этом корабле получает свою именную зажигалку Зиппо с соответствующей символикой. Да и вообще каждый род войск постоянно заказывает у Зиппо «свои» зажигалки.

В музее Зиппо в Брэдфорде хранятся многие легендарные зажигалки. В том числе найденная на морском берегу в Нормандии. А за ней, как и за каждой из армейских зажигалок с личным номером, стоит настоящий живой человек, американский солдат.
Tags: армия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments